Домой Вскармливание Приводит к тому что по. Двуязычность приводит к тому, что дети начинают путать языки и в результате не осваивают ни один из них. Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

Приводит к тому что по. Двуязычность приводит к тому, что дети начинают путать языки и в результате не осваивают ни один из них. Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

экология сознания: Очень часто неправильно расставленные акценты во время поста приводят к тому, что Бог оставляет постящегося человека своей помощью и тот впадает в грубое нарушение поста.

Очень часто неправильно расставленные акценты во время поста приводят к тому, что Бог оставляет постящегося человека своей помощью и тот впадает в грубое нарушение поста.

Допустим, строго-престрого отпостившись две с половиной недели, человек вдруг в ярости накричит на жену или на ребёнка, или же поссорится с коллегой на работе.

Мы знаем святоотеческую формулу о том, что там, где случилось падение, его предварила гордыня. И в ситуации «срывов» во время поста нужно подумать, чем мы отдалили себя от Бога, что нужно пересматривать в нас самих.

Очень важно найти и продлевать Великим постом то внутреннее состояние, которое мы очень ждем, за которое Церкви очень благодарны, потому что получаем важные глубокие духовные дары. Средством к этому могут быть среды и пятницы – постные дни – в другое время года.

Если смотреть Кормчую книгу, то мы увидим, что в очень многих канонах Четыредесятница, среды и пятницы воспринимаются Церковью одинаково. За нарушение Великого поста, нарушение в среды и пятницы в течение всего года накладывается одинаковая епитимья.

Понятно, что в среды и пятницы мы не должны поститься так строго, как Великим постом, но важно стремиться именно к единому внутреннему настрою. Такому, который возникает в Чистый понедельник: это особое состояние, когда ты входишь в мир Великого поста. Ты ко многому готов, хочешь потрудиться, имеешь ревность. Вот так же нужно ощущать себя в среду утром и в пятницу утром.

Пост для тех, кто давно в Церкви

В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели.

В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно. Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения.

Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, – были Божьим подарком, нами незаработанным, не заслуженным.

Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство – это школа.

Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки - ты понимаешь, что надо работать.

Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать.

У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов.

Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.

Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется.

Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

– Отчаиваться точно не следует. Нужно верить, что Бог – милосерден, Он заранее знает, что мы грешны. Но Он воспитывает нас, ведёт к Себе, бережно хранит, любит нас.

На самом деле, вопрос не в том, чтобы Великим постом себя встряхнуть. Христианин должен себя «встряхивать» каждое утро, как минимум. Лучше – несколько раз за день. Жить в присутствии Бога. Вспомним слова Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». То есть, Давид постоянно ощущал Бога ряд

Пост и праздники

– Думаю, тех из наших родственников, для кого важны 23 февраля и 8 марта, надо обязательно поздравить, проявить любовь.

Что касается семейных праздников – у меня именины почти всегда Великим постом. И мы, конечно, их празднуем. Смысл праздника же не в том, чтобы обязательно съесть что-то скоромное, а в том, что близкие, любящие друг друга собрались вместе. В этом – роскошь праздника.

В гости?

Мы можем себе представить, как было трудно преподобному Серафиму выходить из затвора. Но Матерь Божья ему сказала, чтобы он шел и каждый день принимал по несколько десятков человек.

И вот к нему, отшельнику, непрерывно пребывавшему в молитве, в Богомыслии, пошел народ с такой болью, грязью, склоками, дрязгами, страстями… Каково святым с нами? Мы и Матерь Божью беспрерывно дёргаем по каким-то нашим, не столь важным в глобальным смысле заботам.

Но они нами не брезгуют, слушают, молитвенно заступаются перед Господом.

Мы же не хотим, чтобы, например, святитель Николай или целитель Пантелеймон сказали: «Знаешь, земное здоровье – не главное, нечего со всякой ерундой обращаться». И мы идем к святым со всем наболевшим, беспокоящим.

Так неужели мы, обычные люди, будем себя как-то противопоставлять нашим родственникам, друзьям, которые ждут нас, рады видеть? Неужели мы причиним им боль, мотивируя тем, что сейчас идет пост?!

Понятно, не нужно обзванивать друзей и говорить: «Чего-то я запостился, пригласите меня повеселиться». Это уже о другом.

Повторяю, человеку дарована такая роскошь, как общение с любимыми людьми. И общаться с ними можно, не нарушая устав поста. Но если ради любви приходится нарушить устав, нужно его нарушить, а потом покаяться в этом. Такое тоже бывает. Мы знаем подобные примеры, в том числе, из жизни святых, например, святителя Спиридона.

Или вот такая история: святитель Филарет Московский, не успев на Масленицу освятить дом какому-то вельможе, неожиданно приехал в первую седмицу поста. Когда кропил дом, вошел на кухню, а там готовились мясные блюда: вельможа совсем не ждал святителя именно сегодня.

Святитель – монах, который уже несколько десятилетий не пробовал мяса. Перед ним стояла дилемма не просто нарушить пост, а всю монашескую традицию (русские монахи не едят мяса) или попрекнуть человека и прославить его на весь мир, что вот, как в пост принимает.

Святитель принял безошибочное решение: он подошел, попробовал это мясо, похвалил поваров и пошел кропить дальше. Это Великим постом! Но зато он смог показать, что значит любовь к человеку. Притом, даже просто взглянув на его икону, можно понять, каким он был постником.

Пост и «медиа»

«Медиа-пост» очень важен. Обратите внимание: первое, что мы просим у Бога, первая ектиния почти в любом богослужении «о свышнем мире», то есть о мире Божьем, сходящим свыше. Виртуальное пространство катастрофически этот мир разрушает.

Пустое времяпрепровождение в социальных сетях, бесконечные комментарии, переписки, погружение в чьи-то посты (слово вроде то же самое, но смысл его другой) – внутренне очень сильно разоряет человека. Великим постом лучше отойти от этого. Если совсем тяжело отказаться – пробегите заголовки раз в день

И не нужно бояться выпасть из информационного пространства, что-то пропустить. Новости в последнее время очень тяжелые, и, может быть, постом важнее усилить молитву примирения, потому что когда христиане молятся, они намного активнее действуют в этом мире, чем когда они переживают из-за плохих новостей. Если мы просто нервничаем, переживаем, значит, пространство недоброты добралось до нас и победило нас.

Если мы не можем удержаться от такого внутреннего опустошения, пребывая в информационном пространстве, лучше отгородиться от него на время.

Более того, мне кажется, что сейчас такое количество людей подпало под сильнейшую зависимость от интернета, которую можно сравнить с алкогольной или наркотической.

Поэтому попробуйте, вернувшись с работы, не садиться вечером перед экраном. Может быть, и ваш подросток станет играть меньше в компьютерные игры? Да, сначала это покажется непростым делом, но потом станет легче и появятся другие интересы, более полезные. Например, семейные разговоры, семейное общение…

А те, кто просто не ест мяса и не ходит в храм?

Пренебрежительного отношения, понятно, быть не должно. Даже если человек решил держать пост, просто ограничивая себя в каких-то продуктах, – это может быть таким неосознанным шагом к Богу, и это очень важно.

Помню, дети были на спортивной тренировке при храме, и я, ожидая их, разговорился с одним человеком. Как раз шел Великий пост. Этот человек – очень мощный, спортивный, говорит мне: «Не могу без мяса. Хотя бы в Великий пост? Он сколько длится? Сорок дней и неделя?! Вы что?!»

Тогда я предложил попробовать воздержаться хотя бы Страстную седмицу. «Семь дней? Боюсь, что не смогу», – ответил собеседник. «А если три дня», – предложил я. Человек этот крепко задумался и сказал, явно собирая в кулак волю: «Я попробую».

Я понял, что если этот мощный спортсмен три дня попостится, то это по трудам будет больше, чем все мои посты и постные дни за год.

Господь же не на внешнее, а на внутреннее смотрит, и иногда такие попытки гораздо больше нашего уставного полного пощения, что куда нам судить другого человека!

Конечно, если такой человек нас спрашивает, мы можем указать ему на цели поста. Но не так, что «ты грешишь, ты не прав», а показать, как много он теряет, не посещая такие чудесные богослужения поста. Это такая потеря, которую нечем восполнить.

Если ты придешь только на Пасхальное богослужение, то ты почувствуешь и поймешь меньше, чем если побываешь на службах Страстной седмицы, которые - настоящее сокровище. Можно рассказать, как ты для себя впервые открывал эти сокровища. Рассказать о службе 12 Евангелий, о том, почему в Великую пятницу нет Литургии…

Так что тем, кто впервые приступает к Великому посту, я бы посоветовал подумать, в чем вы сможете себя ограничивать. Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост.

Обязательно нужно открыть для себя богослужения Великого поста. Хотя бы один раз быть на чтении Покаянного канона, чтобы понять, что это такое, походить по воскресным дням, по будням, чтобы помолиться в полупустом храме во время великопостных служб. Обязательно приготовиться к причастию в Великий четверг. опубликовано

Допустим, строго-престрого отпостившись две с половиной недели, человек вдруг в ярости накричит на жену или на ребёнка, или же поссорится с коллегой на работе.

Мы знаем святоотеческую формулу о том, что там, где случилось падение, его предварила гордыня. И в ситуации «срывов» во время поста нужно подумать, чем мы отдалили себя от Бога, что нужно пересматривать в нас самих.

Очень важно найти и продлевать Великим постом то внутреннее состояние, которое мы очень ждем, за которое Церкви очень благодарны, потому что получаем важные глубокие духовные дары. Средством к этому могут быть среды и пятницы – постные дни – в другое время года.

Если смотреть Кормчую книгу, то мы увидим, что в очень многих канонах Четыредесятница, среды и пятницы воспринимаются Церковью одинаково. За нарушение Великого поста, нарушение в среды и пятницы в течение всего года накладывается одинаковая епитимья.

Понятно, что в среды и пятницы мы не должны поститься так строго, как Великим постом, но важно стремиться именно к единому внутреннему настрою. Такому, который возникает в Чистый понедельник: это особое состояние, когда ты входишь в мир Великого поста. Ты ко многому готов, хочешь потрудиться, имеешь ревность. Вот так же нужно ощущать себя в среду утром и в пятницу утром.

Пост для тех, кто давно в Церкви

В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели.

В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно. Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения.

Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, – были Божьим подарком, нами не заработанном, не заслуженным.

Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство – это школа.

Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки - ты понимаешь, что надо работать.

Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать.

У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за понесённые труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов.

Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.

Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется.

Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

– Отчаиваться точно не следует. Нужно верить, что Бог – милосерден, Он заранее знает, что мы грешны. Но Он воспитывает нас, ведёт к Себе, бережно хранит, любит нас.

На самом деле, вопрос не в том, чтобы Великим постом себя встряхнуть. Христианин должен себя «встряхивать» каждое утро, как минимум. Лучше – несколько раз за день. Жить в присутствии Бога. Вспомним слова Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». То есть, Давид постоянно ощущал Бога рядом.

Пост и праздники

– Думаю, тех из наших родственников, для кого важны 23 февраля и 8 марта, надо обязательно поздравить, проявить любовь.

Что касается семейных праздников – у меня именины почти всегда Великим постом. И мы, конечно, их празднуем. Смысл праздника же не в том, чтобы обязательно съесть что-то скоромное, а в том, что близкие, любящие друг друга собрались вместе. В этом – роскошь праздника.

В гости?

Мы можем себе представить, как было трудно преподобному Серафиму выходить из затвора. Но Матерь Божья ему сказала, чтобы он шел и каждый день принимал по несколько десятков человек.

И вот к нему, отшельнику, непрерывно пребывавшему в молитве, в Богомыслии, пошел народ с такой болью, грязью, склоками, дрязгами, страстями… Каково святым с нами? Мы и Матерь Божью беспрерывно дёргаем по каким-то нашим, не столь важным в глобальным смысле заботам.

Но они нами не брезгуют, слушают, молитвенно заступаются перед Господом.

Мы же не хотим, чтобы, например, святитель Николай или целитель Пантелеймон сказали: «Знаешь, земное здоровье – не главное, нечего со всякой ерундой обращаться». И мы идем к святым со всем наболевшим, беспокоящим.

Так неужели мы, обычные люди, будем себя как-то противопоставлять нашим родственникам, друзьям, которые ждут нас, рады видеть? Неужели мы причиним им боль, мотивируя тем, что сейчас идет пост?!

Понятно, не нужно обзванивать друзей и говорить: «Чего-то я запостился, пригласите меня повеселиться». Это уже о другом.

Повторяю, человеку дарована такая роскошь, как общение с любимыми людьми. И общаться с ними можно, не нарушая устав поста. Но если ради любви приходится нарушить устав, нужно его нарушить, а потом покаяться в этом. Такое тоже бывает. Мы знаем подобные примеры, в том числе, из жизни святых, например, святителя Спиридона.

Или вот такая история: святитель Филарет Московский, не успев на Масленицу освятить дом какому-то вельможе, неожиданно приехал в первую седмицу поста. Когда кропил дом, вошел на кухню, а там готовились мясные блюда: вельможа совсем не ждал святителя именно сегодня.

Святитель – монах, который уже несколько десятилетий не пробовал мяса. Перед ним стояла дилемма не просто нарушить пост, а всю монашескую традицию (русские монахи не едят мяса) или попрекнуть человека и прославить его на весь мир, что вот, как в пост принимает.

Святитель принял безошибочное решение: он подошел, попробовал это мясо, похвалил поваров и пошел кропить дальше. Это Великим постом! Но зато он смог показать, что значит любовь к человеку. Притом, даже просто взглянув на его икону, можно понять, каким он был постником.

Пост и «медиа»

«Медиа-пост» очень важен. Обратите внимание: первое, что мы просим у Бога, первая ектиния почти в любом богослужении «о свышнем мире», то есть о мире Божьем, сходящим свыше. Виртуальное пространство катастрофически этот мир разрушает.

Пустое времяпрепровождение в социальных сетях, бесконечные комментарии, переписки, погружение в чьи-то посты (слово вроде то же самое, но смысл его другой) – внутренне очень сильно разоряет человека. Великим постом лучше отойти от этого. Если совсем тяжело отказаться – пробегите заголовки раз в день.

И не нужно бояться выпасть из информационного пространства, что-то пропустить. Новости в последнее время очень тяжелые, и, может быть, постом важнее усилить молитву примирения, потому что когда христиане молятся, они намного активнее действуют в этом мире, чем когда они переживают из-за плохих новостей. Если мы просто нервничаем, переживаем, значит, пространство недоброты добралось до нас и победило нас.

Если мы не можем удержаться от такого внутреннего опустошения, пребывая в информационном пространстве, лучше отгородиться от него на время.

Более того, мне кажется, что сейчас такое количество людей подпало под сильнейшую зависимость от интернета, которую можно сравнить с алкогольной или наркотической.

Поэтому попробуйте, вернувшись с работы, не садиться вечером перед экраном. Может быть, и ваш подросток станет играть меньше в компьютерные игры? Да, сначала это покажется непростым делом, но потом станет легче и появятся другие интересы, более полезные. Например, семейные разговоры, семейное общение…

А те, кто просто не ест мяса и не ходит в храм?

Пренебрежительного отношения, понятно, быть не должно. Даже если человек решил держать пост, просто ограничивая себя в каких-то продуктах, – это может быть таким неосознанным шагом к Богу, и это очень важно.

Помню, дети были на спортивной тренировке при храме, и я, ожидая их, разговорился с одним человеком. Как раз шел Великий пост. Этот человек – очень мощный, спортивный, говорит мне: «Не могу без мяса. Хотя бы в Великий пост? Он сколько длится? Сорок дней и неделя?! Вы что?!»

Тогда я предложил попробовать воздержаться хотя бы Страстную седмицу. «Семь дней? Боюсь, что не смогу», – ответил собеседник. «А если три дня», – предложил я. Человек этот крепко задумался и сказал, явно собирая в кулак волю: «Я попробую».

Я понял, что если этот мощный спортсмен три дня попостится, то это по трудам будет больше, чем все мои посты и постные дни за год.

Господь же не на внешнее, а на внутреннее смотрит, и иногда такие попытки гораздо больше нашего уставного полного пощения, что куда нам судить другого человека!

Конечно, если такой человек нас спрашивает, мы можем указать ему на цели поста. Но не так, что «ты грешишь, ты не прав», а показать, как много он теряет, не посещая такие чудесные богослужения поста. Это такая потеря, которую нечем восполнить.

Если ты придешь только на Пасхальное богослужение, то ты почувствуешь и поймешь меньше, чем если побываешь на службах Страстной седмицы, которые - настоящее сокровище. Можно рассказать, как ты для себя впервые открывал эти сокровища. Рассказать о службе 12 Евангелий, о том, почему в Великую пятницу нет Литургии…

Так что тем, кто впервые приступает к Великому посту, я бы посоветовал подумать, в чем вы сможете себя ограничивать. Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост.

Обязательно нужно открыть для себя богослужения Великого поста. Хотя бы один раз быть на чтении Покаянного канона, чтобы понять, что это такое, походить по воскресным дням, по будням, чтобы помолиться в полупустом храме во время великопостных служб. Обязательно приготовиться к причастию в Великий четверг.


1. Кривые безразличия не могут пересекаться, так как это противоречило бы:

а) всем аксиомам поведения потребителя;

б) только аксиоме транзитивности;

в) аксиомам транзитивности и ненасыщения;

г) аксиомам транзитивности, ненасыщения и рефлексивности;

д) аксиомам транзитивности, ненасыщения и строгой выпуклости кривых безразличия к началу координат.

2. Строгая выпуклость кривых безразличия к началу координат выражает:

а) убывание наклона кривой безразличия;

б) убывание предельной нормы замещения ;

в) сбалансированность («усредненность») потребления;

г) убывание и возрастание ,

д) все перечисленное верно.

3. Карты безразличия для совершенных комплиментов и для антиблаг не удовлетворяют:

а) аксиомам упорядоченности и рефлексивности предпочтений;

б) аксиоме транзитивности;

в) аксиоме ненасыщения;

г) аксиоме строгой выпуклости кривых безразличия к началу
координат;

д) верно в) и г).

4. не убывает в случае, когда и :

а) совершенные субституты;

б) совершенные комплименты;

в) один из этих товаров – безразличное благо;

г) взаимоисключающие блага;

д) все перечисленное верно.

5. В точке индивид потребляет 6 ед. одежды (по ) и 8 ед. пищи (по ) в неделю, а в точке , находящейся на той же кривой безразличия – 9 ед. одежды и 7 ед. пищи в неделю. Если предположить, что в точке потребитель находится в состоянии оптимума, и изъять из его недельного потребительского набора 1 ед. пищи, заменив ее 6 ед. одежды, то:

а) благосостояние потребителя ухудшится;

б) благосостояние потребителя не изменится;

в) благосостояние потребителя улучшится;

г) на участке между и будет равна 6;

д) все перечисленное неверно.

6. Если потребитель – вегетарианец, то для него:

а) предельная норма замещения мяса овощами равна нулю;

б) предельная норма замещения мяса овощами равна бесконечности;

в) предельная норма замещения мяса овощами является положительной величиной, не превышающей 1;

г) мясо является безразличным благом;

д) кривые безразличия представляют собой вертикальные прямые линии;

е) кривые безразличия представляют собой горизонтальные прямые линии;

ж) верно а), г) и е);

з) верно б), г) и д).

7. Если в настоящее время потребитель, имеющий положительную предельную норму замещения рыбой всех других товаров , не потребляет рыбы, тратя весь бюджет на другие товары, то:

а) он находится в краевом оптимуме на оси ;

б) удешевление цены рыбы может склонить его к включению ее в его рацион наряду с другими товарами;

в) он может включить рыбу в свой потребительский набор под влиянием роста цен на все другие товары;

г) под влиянием изменения цен – на рыбу и/или на все другие товары – он может полностью переключиться на потребление рыбы;

д) включение рыбы в рацион потребителя, безусловно, положительно отразится на его благосостоянии;

е) включение рыбы в рацион потребителя положительно отразится на его благосостоянии только в случае снижения цены рыбы;

ж) верно а) – г);

з) верно а), б), в), е);

и) верно а), б), в), д).

8. Если в мире двух товаров и потребитель колеблется, покупать ли ему вообще товар по цене 10 руб. за единицу, а по вдвое меньшей цене он готов купить и 1, и 2 единицы этого товара, то:

а) предпочтения потребителя не могут быть представлены кривыми безразличия;

б) кривая спроса на товар представляет собой ломаную линию;

в) закон спроса для товара не соблюдается;

г) товар –дискретный товар;

д) все сказанное верно.

9. Как отразится «чистая» инфляция (та, при которой и цены, и доход растут одинаковым темпом) на индивидуальном спросе потребителя?

а) увеличит его;

б) уменьшит его;

в) оставит неизменным;

г) результат зависит от не упомянутых здесь внешних факторов;

д) результат зависит от характера предпочтений потребителя;

е) верно в) и г);

ж) все перечисленное неверно.

10. Потребитель полностью тратит свой доход лишь на два товара – и . Может ли, при неизменных и , быть так, что:

а) и , и –товары низшей категории;

б) и , и –нормальные товары;

в) –нормальный товар, –товар низшей категории;

г) –товар первой необходимости, –предмет роскоши;

д) верно б), в) и г).

11. Если в мире двух товаров и оптимум потребителя находится в точке с координатами , то может быть, что:

a) – безразличное благо;

б) – безразличное благо;

в) – антиблаго;

г) – антиблаго;

д) и – взаимоисключающие блага;

е) верно а), в) и д);

ж) верно б), г) и д).

12. Эффект дохода и эффект замены действуют в противоположных направлениях, причем эффект дохода превышает эффект замены по абсолютной величине (привести иллюстрацию):

д) изменяется цена товара низшей категории, не являющейся товаром Гиффена.

13. Эффект дохода и эффект замены действуют в противоположных направлениях, причем эффект замены превышает эффект дохода по абсолютной величине. (Привести иллюстрацию).

а) изменяется цена товара, имеющего совершенные заменители;

б) изменяется цена одного из пары совершенно взаимодополняемых товаров;

в) изменяется цена нормального товара;

г) изменяется цена товара Гиффена;

14. Если эффекты дохода и замены действуют в одном направлении, то (привести иллюстрацию):

а) изменяется цена товара, имеющего совершенные заменители;

б) изменяется цена одного из пары совершенно взаимодополняемых товаров;

в) изменяется цена нормального товара;

г) изменяется цена товара Гиффена;

д) изменяется цена товара низшей категории, не являющегося товаром Гиффена.

15. Если эффект дохода равен общему эффекту изменения цены, то (представить иллюстрацию):

а) изменяется цена товара, имеющего совершенные заменители;

б) изменяется цена одного из пары совершенно взаимодополняемых товаров;

в) изменяется цена нормального товара;

г) изменяется цена товара Гиффена;

д) изменяется цена товара низшей категории, не являющегося товаром Гиффена.

16. Известно, что рост цены товара привел бы к сокращению выручки продавцов. Известно также, что выручка сократилась бы при увеличении объема продаж. Можно утверждать, что точечная эластичность спроса по цене по абсолютному значению:

а) больше единицы;

б) меньше единицы;

в) равна единице;

г) снижается при повышении цены;

д) повышается при росте объема продаж.

17. Совокупный доход потребителей вырос, а доля товара в совокупных расходах потребителей сократилась. Можно утверждать, что по товару :

г) –товар Гиффена;

д) –товар низшей категории.

18. В урожайные годы совокупный доход фермеров от продажи
зерна снижается. Можно утверждать, что для зерна:

а) ; б) ; в) ; г) ; д) .

19. Можно утверждать, что снижение дохода приводит к тому, что по нормальным товарам:

а) ценовая эластичность спроса растет;

б) ценовая эластичность спроса падает;

в) эластичность спроса по доходу растет;

г) эластичность спроса по доходу падает;

20. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 150, 100, 50;

б) 200, 300, 400, 500;

в) 200, 200, 200, 200;

г) 200, 250, 270, 280;

д) 200, 150, 150, 150.

21. Даны три производственные функции: первая имеет вид , вторая – и третья – . Коэффициент эластичности замещения факторов производства:

а) наиболее высок для первой функции, ниже для первой и самый низкий для второй функции;

б) одинаков для всех функций;

в) выше для третьей функции и одинаков для первой и второй функций;

г) наиболее высокий для первой функции, ниже для второй и еще ниже для третьей функции;

д) наиболее высокий для второй функции, ниже для первой и еще ниже для третьей функции.

22. Если эластичность замещения факторов производства неизменна, то можно ли утверждать, что производственный процесс характеризуется производственной функцией:

а) линейной; б) нелинейной; в) леонтьевской; г) Кобба-Дугласа;

д) нельзя утверждать ничего из вышеперечисленного.

23. Фирма увеличила в 2 раза количество всех изменяемых ресурсов. При этом выпуск возрос в 1,5 раза. Это означает, что:

а) эффект масштаба убывающий, но производительность труда выросла;

б) эффект масштаба возрастающий и производительность труда выросла;

в) эффект масштаба убывающий, но производительность труда снизилась;

г) эффект масштаба неизменный, а производительность труда снизилась.

24. Если в результате технологических нововведений выпуск при неизменном количестве ресурсов возрастает, и снижаются, причем снижается быстрее, чем , то:

а) нововведения технически неэффективны;

б) средний продукт труда снижается;

в) средний продукт капитала снижается;

г) имеет место капиталоинтенсивный технический прогресс;

д) верно а), б) и в).

25. Траектория расширения выпуска стала более крутой. Причиной этого может быть:

а) технический прогресс;

б) повышение цены капитала;

в) повышение цены труда;

г) верно а) и б);

д) верно а) и в).

26. Производство кирпичей описано производственной функцией Как изменится капиталовооруженность , если соотношение цен ресурсов возрастет на один процент:

а) возрастет на 1 процент;

б) снизится на 1 процент;

в) снизится на 2 процента;

г) возрастет на 2 процента;

д) снизится на 0,5 процента.

27. Постоянные издержки возросли на 5 млн. руб., а прибыль сократилась на 2 млн. руб. В результате излишек производителя:

а) сократился на 2 млн. руб.;

б) сократился на 3 млн. руб.;

в) вырос на 3 млн. руб.;

г) сократился на 7 млн. руб.;

д) вырос на 2 млн. руб.

28. Если ресурсы, которые использует фирма, совершенно взаимозаменяемы, то траектория расширения производства:

а) является горизонтальной линией;

б) является вертикальной линией;

в) может быть либо горизонтальной, либо вертикальной линией;

г) представлена лучом, исходящим из начала координат под углом 45 градусов;

д) все перечисленное неверно.

29. В результате изменения цен на ресурсы постоянные издержки возросли ровно на такую же величину, на которую снизились переменные издержки. Максимизирующая прибыль конкурентная фирма должна:

а) увеличить выпуск;

б) сократить выпуск;

в) не изменять размеров выпуска;

г) понизить цену;

д) верно а) и г).

30. Повышение излишка производителя может быть следствием:

а) повышения цены товара;

б) повышения постоянных издержек;

в) снижения переменных издержек;

г) все перечисленное верно;

д) верно а) и в).

31. При каких условиях действует закон убывающей производительности фактора производства?

а) другие факторы производства остаются постоянными;

б) уровень технологии не изменяется;

в) все единицы переменного фактора являются однородными;

г) все факторы производства изменяются.

32. Конкурентная фирма функционирует на стадии неизменной отдачи от масштаба при . Если она увеличит выпуск в два раза, то:

а) прибыль возрастет в 2 раза;

б) прибыль сократится;

в) величина прибыли не изменится;

г) прибыль возрастет больше чем в 2 раза;

д) прибыль возрастет менее чем в 2 раза.

33. Какое из следующих выражений переставляет собой предельные издержки?

а) ; б) ; в) ; г) .

34. Если рыночная цена продукта меньше средних общих издержек, то фирма должна:

а) остановить производство этого продукта как можно скорее;

б) сократить производство продукта;

в) выбрать новую технологию;

г) сократить накладные расходы;

д) продолжить производство, пока рыночная цена позволяет покрыть средние переменные издержки.

35. В долгосрочном периоде:

а) все издержки переменные;

б) все издержки постоянные;

в) переменные издержки растут быстрее постоянных;

г) постоянные издержки растут быстрее переменных;

д) все издержки выступают как неявные.

36. При росте объема производства изокванта будет смещаться:

а) вверх и вправо;

б) вниз и вправо;

в) вверх и влево;

г) вниз и влево.

37. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

38. В модели экономического роста Харрода равновесный темп прироста () определяется следующим отношением:

а) ; б) ; в) ; г) ; д) .

39. В модели Солоу предполагается, что:

а) доля инвестиций в доходе постоянна;

б) если доход постоянен, то инвестиции отсутствуют;

в) амортизация всегда превышает чистые инвестиции;

г) чистые инвестиции всегда превышают амортизацию.

40. Золотое правило накопления капитала определяет, как найти устойчивое состояние с наивысшим уровнем:

а) выпуска на одного работающего;

б) капиталовооруженности;

в) сбережений на одного работающего;

г) потребления на одного работающего.

41. Если население растет с темпом 1 % в год, а технологический прогресс – с темпом 2 % в год, то в устойчивом состоянии:

а) производительность труда растет с темпом 3 % в год, объем выпуска растет с темпом 3 % в год;

б) производительность труда растет с темпом 2 % в год, объем выпуска растет с темпом 2 % в год;

в) производительность труда растет с темпом 2 % в год, объем выпуска растет с темпом 3 % в год;

г) производительность труда растет с темпом 3 % в год, объем выпуска растет с темпом 2 % в год;

42. В условиях общего экономического равновесия должно соблюдаться равенство:

а) ; б) ; в) ; г) ;

д) должны выполняться равенства а) и б);

е) должны выполняться равенства а), б), в), г).

43. Закон общего экономического равновесия Вальраса предполагает:

а) если на двух рынках установится равновесие, то и на третьем рынке наступает равновесие;

И государственные расходы увеличиваются на 2, то, при прочих равных, равновесный уровень дохода увеличится на:

а) 5; б) 0,6; в) 3; г) 2;

46. В соответствии с моделью при увеличении налоговой ставки следует ожидать, что:

а) ставка процента возрастет, а ВВП снизится;

б) ВВП увеличится, а ставка процента упадет;

в) ВВП и ставка процента возрастут;

г) ВВП и ставка процента упадут.

47. В модели неожиданное увеличение уровня цен приведет к:

а) увеличению ставки процента и ВВП;

б) уменьшению ставки процента и ВВП;

в) увеличению ВВП и уменьшению ставки процента;

г) уменьшению ВВП и увеличению ставки процента.

48. Если растет спрос на деньги, то в модели в новом состоянии краткосрочного равновесия:

а) реальная ставка процента и выпуск возрастут;

б) реальная ставка процента и выпуск упадут;

в) реальная ставка процента возрастет, а выпуск упадет;

г) реальная ставка процента упадет, а выпуск возрастет.

49. В модели будет наблюдаться эффект полного вытеснения инвестиций при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, если:

а) чувствительность спроса на деньги к ставке процента равна нулю;

б) чувствительность спроса на деньги к доходу равна нулю;

в) чувствительность инвестиций к ставке процента равна нулю;

г) отсутствует автономное потребление.


Ответы на тесты

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
в д д д в з з г е д
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.
ж д г в а в в д д г
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30.
в д в г д а в в а д

С возрастом сексуальная активность мужчины меняется. Как показывает практика, не в лучшую сторону. Она снижается, нет былого запала и влечения к противоположному полу. Наступить это может в самый неподходящий момент. В основном в возрасте 35-40 лет. Многие мужчины не придают, должного внимания данной проблеме. В итоге их состояние только усугубляется.

Отсутствие полового влечения является патологическим состоянием у мужчин. Так как по своей природе они нуждаются в сексуальных отношениях с противоположным полом. Это дает возможность продлить род человека.

Но иногда мужчина не в состоянии выполнять свою основную задачу, которая заключается в оплодотворении. Причиной этому становится физические нарушения в строении полового члена. Он не может перейти в состояние сексуального возбуждения. Даже если получается это сделать, то на короткое время. Его не достаточно для проведения полового акта.

Мужчины стыдятся подобного состояния и пытаются его скрыть, так как половая несостоятельность становится настоящим ударом по их самолюбию. Одни начинают рассказывать красочные басни о своих сексуальных подвигах, другие просто замалчивают проблему, оставаясь с ней наедине.

Причины

Привести к импотенции могут разные причины и это не удивительно, ведь эрекция является . Состоит она из разных реакций, которые происходят в организме. Если все нормально функционирует, то принимает подобное состояние половой орган довольно быстро. Потребуется менее одной минуты. Обеспечивает это нервные импульсы, которые поступают от подкорковых и корковых структур головного мозга. Что приводит к подобным проблемам у мужчин? Этот вопрос беспокоит многих мужчин. Так как, зная причины проблемы, можно их избежать. Таким образом, свести к минимуму вероятность развития недуга. К основным причинам относят:

  1. Нарушение работы некоторых систем организма. Например, мочеполовой, нервной и эндокринной;
  2. Стрессы и эмоциональные потрясения, которые приводят к разладу психики;
  3. Половое излишество;
  4. Пассивный образ жизни, сидячая работа, неправильное питание, термобелье;· Лишний вес и вредные привычки. Например, курение, употребления алкогольных напитков.

Однозначно курение не несет пользы здоровью, но отдельно стоит заметить его пагубное влияние на систему половых органов. При курении в организм мужчину попадают вредные вещества. Они оказывают негативное действие на процесс эрекции. Та как угнетают в головном мозге половые центры. Времени на то, что бы половой член принял необходимо состояние, потребуется больше, а с возрастом он вовсе не сможет нормально функционировать.

Специалисты провели ряд исследований, по итогам которых определено, что курение приводит к импотенции уже в молодом возрасте. С подобными нарушениями в половой сфере сталкивает 40 % мужчин, злоупотребляющие сигаретами. Если курите, то будь готовы к подобным проблемам.

На развития недуга оказывает особое влияние радиация. Она приводит к тому, что нарушаются функциональные способности половых желез. В итоге сперматогенная эпителия семенных канальцев значительно ухудшается. Облучение становится причиной тому, что гибнут сперматозоиды и наблюдается импотенция. Половой рефлекс притупляется, а половая функция ослабевает.

Онанизм

Мастурбацией называется самостоятельное удовлетворение своих сексуальных потребностей. Ней занимаются не только мужчины, но и женщины. Это природное явление. Но вот на мужской организм мастурбация оказывает не только положительное действие, но и негативное. Она может стать причиной многих проблем с его здоровьем.

Необходимость в мастурбации в основном в подростковом возрасте . И это не удивительно. В организме происходит , которое сопровождается гормональным всплеском. Регулярной половой жизни еще как таковой нет. Онанизм в таком случае становится настоящим спасением, так как позволяет снять напряжение.

  • Советуем почитать: ?

Главная опасность мастурбации заключается в психологической зависимости от процесса. В итоге мужчина отдает предпочтение не , а онанизму. Он не только проводит механическое воздействие на половой член, но и фантазирует. Мастурбировать становится крайне опасно. Это приводит к тому, что истощается центральная нервная система. В итоге развивается импотенция. При таком недуге традиционный половой акт становится невозможным, и совершить его сложно. Это приводит к полной потере интереса к противоположному полу.

Простатит

Сначала онанизм приносит много удовольствия, но потом оно идет на спад. В итоге эрекция при этом становится короткой, а эякуляция не наступает. Это все станет причиной появления новых проблем. В основном они проявляются в виде острого и хронического простатита.

Если мастурбация выполняется каждый день, то половой член теряет свою чувствительность.

В итоге, чтобы себя удовлетворить мужчине потребуется немало времени. Такая ситуация и обстоит при половом акте с противоположным полом. По его завершению может и не наступить оргазм. Раздражители, которые отвечают за возбуждения, уже не имеют того значения, что раньше. Теперь эрекция может наступить только при соблюдении определенных условий.

Как показывает практика, простатит становится главной причиной импотенции. Если во время заметить изменения в мочеполовой системе и принять меры для их устранения, то можно избежать подобных последствий. В противном случае простатит приводит к тому, что:

  • Кровообращение половых желез ухудшается. Так как отекшие ткани передавливают сосуды;
  • Мочеполовая система легко может заразиться любыми инфекциями;
  • Тестостерон, который синтезируется половыми органами, уменьшается в своем объеме;
  • Нарушаются функциональные способности половых желез;
  • Нейрогуморальная регуляция терпит изменения;
  • Ухудшается психическое состояние. Велика вероятность развития депрессии на фоне своей мужской несостоятельности.

При появлении этих и других признаков необходимо обратиться к специалисту. Он поможет справиться с проблемой, вернуть себе былую сексуальную активность. Но стоит отметить, что лечение должно быть направлено не только на устранение импотенции, но и простатита. Так как последнее состояние является причиной главной проблемы. Только устранив причину можно избавиться от недуга.

Виды импотенции

Импотенция бывает разных видов. В связи с этим ее классифицируют на:

  • Органическую;
  • Психогенную;
  • Смешанную.

При органической потенции наблюдаются изменения в процессе сексуального возбуждения и порывов к половому акту. Это говорит о том, что сексуальное влечение у мужчины есть, но вот не происходит необходимая реакция с половым органом. Отсутствует эрекция.

Психогенный вид указывает на нарушения в процессе образования импульса возбуждения. Так как он выступает основополагающим для начала полового акта, то его проведение становится невозможным. При этом не происходит запуск эректильной способности половой системы.

Самым распространенным видом недуга является смешанный вид. Так как он объединяет два предыдущих. Они не только дополняют друг друга, но и порождают появление.

Профилактика

Уберечь себя от импотенции может каждый мужчина. Достаточно следить за свои образом жизни и питанием. Не стоит злоупотреблять вредными привычками. Откажитесь от курения и употребления алкоголя. Важно отметить соблюдение культуры естественного секса. Любые изощрения могут иметь серьезные последствия.

Кроме этого, не стоит чрезмерно заниматься самоудовлетворением. Такие мероприятия пагубно скажутся на здоровье мужчины. Исправить ситуацию поможет только медикаментозная терапия. Способов лечения импотенции много. Подобрать самый эффективный поможет только врач, исходя из ее вида и причин.

Очень часто неправильно расставленные акценты во время поста приводят к тому, что Бог оставляет постящегося человека своей помощью и тот впадает в грубое нарушение поста.

Допустим, строго-престрого отпостившись две с половиной недели, человек вдруг в ярости накричит на жену или на ребёнка, или же поссорится с коллегой на работе.

Мы знаем святоотеческую формулу о том, что там, где случилось падение, его предварила гордыня. И в ситуации «срывов» во время поста нужно подумать, чем мы отдалили себя от Бога, что нужно пересматривать в нас самих.

Очень важно найти и продлевать Великим постом то внутреннее состояние, которое мы очень ждем, за которое Церкви очень благодарны, потому что получаем важные глубокие духовные дары. Средством к этому могут быть среды и пятницы – постные дни – в другое время года.

Если смотреть Кормчую книгу, то мы увидим, что в очень многих канонах Четыредесятница, среды и пятницы воспринимаются Церковью одинаково. За нарушение Великого поста, нарушение в среды и пятницы в течение всего года накладывается одинаковая епитимья.

Понятно, что в среды и пятницы мы не должны поститься так строго, как Великим постом, но важно стремиться именно к единому внутреннему настрою. Такому, который возникает в Чистый понедельник: это особое состояние, когда ты входишь в мир Великого поста. Ты ко многому готов, хочешь потрудиться, имеешь ревность. Вот так же нужно ощущать себя в среду утром и в пятницу утром.

Пост для тех, кто давно в Церкви

В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели.

В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно. Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения.

Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, – были Божьим подарком, нами незаработанным, не заслуженным.

Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство – это школа.

Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки - ты понимаешь, что надо работать.

Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать.

У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов.

Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.

Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется.

Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

– Отчаиваться точно не следует. Нужно верить, что Бог – милосерден, Он заранее знает, что мы грешны. Но Он воспитывает нас, ведёт к Себе, бережно хранит, любит нас.

На самом деле, вопрос не в том, чтобы Великим постом себя встряхнуть. Христианин должен себя «встряхивать» каждое утро, как минимум. Лучше – несколько раз за день. Жить в присутствии Бога. Вспомним слова Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». То есть, Давид постоянно ощущал Бога рядом.


Пост и праздники

– Думаю, тех из наших родственников, для кого важны 23 февраля и 8 марта, надо обязательно поздравить, проявить любовь.

Что касается семейных праздников – у меня именины почти всегда Великим постом. И мы, конечно, их празднуем. Смысл праздника же не в том, чтобы обязательно съесть что-то скоромное, а в том, что близкие, любящие друг друга собрались вместе. В этом – роскошь праздника.

В гости?

Мы можем себе представить, как было трудно преподобному Серафиму выходить из затвора. Но Матерь Божья ему сказала, чтобы он шел и каждый день принимал по несколько десятков человек.

И вот к нему, отшельнику, непрерывно пребывавшему в молитве, в Богомыслии, пошел народ с такой болью, грязью, склоками, дрязгами, страстями… Каково святым с нами? Мы и Матерь Божью беспрерывно дёргаем по каким-то нашим, не столь важным в глобальным смысле заботам.

Но они нами не брезгуют, слушают, молитвенно заступаются перед Господом.

Мы же не хотим, чтобы, например, святитель Николай или целитель Пантелеймон сказали: «Знаешь, земное здоровье – не главное, нечего со всякой ерундой обращаться». И мы идем к святым со всем наболевшим, беспокоящим.

Так неужели мы, обычные люди, будем себя как-то противопоставлять нашим родственникам, друзьям, которые ждут нас, рады видеть? Неужели мы причиним им боль, мотивируя тем, что сейчас идет пост?!

Понятно, не нужно обзванивать друзей и говорить: «Чего-то я запостился, пригласите меня повеселиться». Это уже о другом.

Повторяю, человеку дарована такая роскошь, как общение с любимыми людьми. И общаться с ними можно, не нарушая устав поста. Но если ради любви приходится нарушить устав, нужно его нарушить, а потом покаяться в этом. Такое тоже бывает. Мы знаем подобные примеры, в том числе, из жизни святых, например, святителя Спиридона.

Или вот такая история: святитель Филарет Московский, не успев на Масленицу освятить дом какому-то вельможе, неожиданно приехал в первую седмицу поста. Когда кропил дом, вошел на кухню, а там готовились мясные блюда: вельможа совсем не ждал святителя именно сегодня.

Святитель – монах, который уже несколько десятилетий не пробовал мяса. Перед ним стояла дилемма не просто нарушить пост, а всю монашескую традицию (русские монахи не едят мяса) или попрекнуть человека и прославить его на весь мир, что вот, как в пост принимает.

Святитель принял безошибочное решение: он подошел, попробовал это мясо, похвалил поваров и пошел кропить дальше. Это Великим постом! Но зато он смог показать, что значит любовь к человеку. Притом, даже просто взглянув на его икону, можно понять, каким он был постником.

Пост и «медиа»

«Медиа-пост» очень важен. Обратите внимание: первое, что мы просим у Бога, первая ектиния почти в любом богослужении «о свышнем мире», то есть о мире Божьем, сходящим свыше. Виртуальное пространство катастрофически этот мир разрушает.


Пустое времяпрепровождение в социальных сетях, бесконечные комментарии, переписки, погружение в чьи-то посты (слово вроде то же самое, но смысл его другой) – внутренне очень сильно разоряет человека. Великим постом лучше отойти от этого. Если совсем тяжело отказаться – пробегите заголовки раз в день.

И не нужно бояться выпасть из информационного пространства, что-то пропустить. Новости в последнее время очень тяжелые, и, может быть, постом важнее усилить молитву примирения, потому что когда христиане молятся, они намного активнее действуют в этом мире, чем когда они переживают из-за плохих новостей. Если мы просто нервничаем, переживаем, значит, пространство недоброты добралось до нас и победило нас.

Если мы не можем удержаться от такого внутреннего опустошения, пребывая в информационном пространстве, лучше отгородиться от него на время.

Более того, мне кажется, что сейчас такое количество людей подпало под сильнейшую зависимость от интернета, которую можно сравнить с алкогольной или наркотической.

Поэтому попробуйте, вернувшись с работы, не садиться вечером перед экраном. Может быть, и ваш подросток станет играть меньше в компьютерные игры? Да, сначала это покажется непростым делом, но потом станет легче и появятся другие интересы, более полезные. Например, семейные разговоры, семейное общение…

А те, кто просто не ест мяса и не ходит в храм?

Пренебрежительного отношения, понятно, быть не должно. Даже если человек решил держать пост, просто ограничивая себя в каких-то продуктах, – это может быть таким неосознанным шагом к Богу, и это очень важно.

Помню, дети были на спортивной тренировке при храме, и я, ожидая их, разговорился с одним человеком. Как раз шел Великий пост. Этот человек – очень мощный, спортивный, говорит мне: «Не могу без мяса. Хотя бы в Великий пост? Он сколько длится? Сорок дней и неделя?! Вы что?!»

Тогда я предложил попробовать воздержаться хотя бы Страстную седмицу. «Семь дней? Боюсь, что не смогу», – ответил собеседник. «А если три дня», – предложил я. Человек этот крепко задумался и сказал, явно собирая в кулак волю: «Я попробую».

Я понял, что если этот мощный спортсмен три дня попостится, то это по трудам будет больше, чем все мои посты и постные дни за год.

Господь же не на внешнее, а на внутреннее смотрит, и иногда такие попытки гораздо больше нашего уставного полного пощения, что куда нам судить другого человека!

Конечно, если такой человек нас спрашивает, мы можем указать ему на цели поста. Но не так, что «ты грешишь, ты не прав», а показать, как много он теряет, не посещая такие чудесные богослужения поста. Это такая потеря, которую нечем восполнить.

Если ты придешь только на Пасхальное богослужение, то ты почувствуешь и поймешь меньше, чем если побываешь на службах Страстной седмицы, которые - настоящее сокровище. Можно рассказать, как ты для себя впервые открывал эти сокровища. Рассказать о службе 12 Евангелий, о том, почему в Великую пятницу нет Литургии…

Так что тем, кто впервые приступает к Великому посту, я бы посоветовал подумать, в чем вы сможете себя ограничивать. Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост.

Обязательно нужно открыть для себя богослужения Великого поста. Хотя бы один раз быть на чтении Покаянного канона, чтобы понять, что это такое, походить по воскресным дням, по будням, чтобы помолиться в полупустом храме во время великопостных служб. Обязательно приготовиться к причастию в Великий четверг.

протоиерей Федор Бородин

Новое на сайте

>

Самое популярное